Профилактика стоматологических заболеваний: основные виды, классификация профилактической стоматологии, методы профилактики
Актуальность предупреждения стоматологических заболеваний объясняется тем, что практическая стоматология, как лечебное направление характеризуется высокой 100% заболеваемостью.
Это объясняется множеством факторов, влияющих на данную ситуацию: особенности питания, уровень социальной и экономической жизни и другие факторы внешней среды.
Основные виды профилактической деятельности:
- Систематические осмотры населения и мониторинг уровня заболеваний ротовой полости;
- Внедрение новых предупредительных методов и средств (на основе клинических и экспериментальных изысканий);
- Разработка, апробирование и реализация на практике профпрограмм среди населения страны;
- Выработка современной модели стоматологического здоровья, выявление факторов риска, ведущих к развитию патологий.
Классификация профилактической стоматологии
Главной задачей профилактики в стоматологии является сохранение у человека имеющегося здоровья. И в соответствии с этим исходным уровнем, предупредительные меры могут быть:
- Первичными, целью которых является сохранение ненарушенного здоровья;
- Вторичными, направленными на имеющееся заболевание и предупреждение его прогрессирования;
- Третичными, ориентированные на предупреждение перехода имеющегося заболевания в более тяжелую форму, с развитием осложнений, рецидивов и инвалидности.
Все профилактические меры направлены на решение конкретных стоматологических задач:
- Снижение уровня интенсивности и распространенности кариесной инфекции – основной проблемы здоровья зубов;
- Увеличение числа людей, которым не знакома проблема кариеса;
- Снижение уровня заболеваемости тканей пародонта.
Методы профилактики
Основные методы, имеющиеся на вооружении у профилактической стоматологии:
- Пропаганда знаний о заболеваниях полости рта среди разных категорий населения;
- Популяризация здорового рационального питания;
- Теоретическое и практическое обучение правилам гигиены полости рта;
- Использование средств местной профилактики;
- Исполнение мер вторичной профилактики (санация полости рта).
Среди вышеперечисленных профилактических методов стоит особое внимание обратить на стоматологическое просвещение, частью которого является гигиеническое воспитание разных возрастных групп, но в первую очередь – детей и родителей. Ведь этиология и патогенез кариеса связаны в большей мере с привычками человека: потреблением большого количества углеводов, неправильным уходом за полостью рта, отсутствием гигиенических навыков.
Чтобы получить положительный результат от профмероприятий в стоматологии, работу необходимо начинать с антенатального (внутриутробного) периода развития ребенка. В женских консультациях необходимо проводить стоматологическую диспансеризацию беременных женщин, с целью выявления кариеса, его своевременного лечения и предупреждения.
Предупредительная работа должна продолжаться с новорожденными детьми с возраста 9-12 месяцев, что положит начало индивидуальной стоматологической диспансеризации каждого ребенка.
Дальнейшая программа предупредительных мер должна быть связана с обеспечением детей квалифицированной лечебно-профилактической помощью:
- Наличием детского стоматолога в населенных пунктах согласно численности детского населения;
- Наличием школьной стоматологической помощи;
- Организацией передвижных стоматологических кабинетов;
- Проведением ежегодных профосмотров детей;
- Организацией санации полости рта у школьников и детей дошкольных учреждений;
- Разработкой и реализацией образовательных программ для школьников, родителей и других категорий населения, с целью формирования здорового образа жизни, сохранения здоровья зубов и общего здоровья.
Этот показатель с возрастом увеличивается и достигает почти 100% у взрослого населения страны. Так, что профилактической стоматологии есть над чем работать.